Выпускников детских домов объединяет некая растерянность, отсутствие мотивации к саморазвитию и плохие коммуникативные навыки. Обычно они плохо ориентируются в бытовых вопросах.
Как складывается жизнь выпускников сиротских учреждений
Ребята выходят из-под опеки сиротского учреждения в 18 лет. Если ребенок поступает в колледж с общежитием, то он может жить отдельно уже с 16-ти, но формально находясь в ведении детского дома. Обычно в колледжах есть социальные педагоги, которые сопровождают таких детей, следят за их жизнью и успехами.
Выпускники очень редко поступают в университеты и получают высшее образование. По статистике, это лишь 1% от всего числа детей, закончивших 11 классов. Ребята привыкли к тому, что их обслуживают и за них все решают, поэтому имеют серьезные проблемы с целеполаганием и мотивацией. Им требуется внешний контроль, чтобы поступить в колледж, университет, устроиться на работу. Даже если они поступают в учебное заведение, чаще всего они его бросают: им сложно заставлять себя делать домашние задания, ходить вовремя на учебу, следить за отсутствием «хвостов». То же самое с работой — они могут бросить ее в первые же недели.
Лена говорит, что воспитатели в интернате заранее «проигрывали сценарии» для воспитанников, чтобы они выпускались не в пустоту, а хотя бы поступили в колледж. Это был план минимум. Лена же поступила в институт культуры, но педагоги втайне подали за нее документы в колледж — о чем девушка узнала только после звонка из учреждения. Так сотрудники интерната пытались подстраховывать детей.
Выпускников детских домов объединяет некая растерянность, отсутствие мотивации к саморазвитию и плохие коммуникативные навыки. Обычно они плохо ориентируются в бытовых вопросах.
Например, не понимают, что надо платить квартплату и как устроиться на работу; не умеют обращаться с деньгами. Все их сбережения могут закончиться в течение недели после выхода из детского дома — а это иногда сотни тысяч рублей. Деньги уходят на гаджеты, бессмысленные покупки или займы знакомым, которые, конечно же, не возвращают эти деньги. Иногда ребят втягивают в сомнительные авантюры. Они, с одной стороны, довольно циничны, с другой — их очень легко обмануть.
Есть проблемы и с самообслуживанием. В детском доме ребят не учат готовить простые и доступные блюда. Поэтому во взрослой жизни они чаще всего ограничиваются либо продуктами быстрого приготовления, либо фастфудом. Еще им сложно следить за своим здоровьем. Ребята, как правило, не могут сами прикрепиться к поликлинике и не способны регулярно проходить необходимые обследования. Поэтому часто они «запускают» свое здоровье.
На помощь выпускникам приходят благотворительные фонды. Их главная задача — дать возможность выпускнику стать самостоятельным, ответственным взрослым, который в состоянии сам управлять своей жизнью, принимать решения и их последствия.
Идеальная помощь — наставник, с которым ребята могли бы установить близкие, доверительные отношения еще во время пребывания в детском доме. Это тот самый значимый взрослый, который подскажет, куда и как можно обратиться за поиском требуемых ресурсов. Но это не единственный вариант помощи. НКО также оказывают ребятам психологическую помощь, учат самостоятельно вести быт, обращаться с документами, взаимодействовать с государственными органами, добиваться положенных льгот, обучают новым профессиям и помогают устроиться на работу.
Методические материалы помогла подготовить руководитель клуба приемных родителей благотворительного фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова