Они распределены по группам не больше восьми человек (дети до четырех лет — не больше шести), в которых могут быть воспитанники разного возраста. Кровные братья и сестры, по закону ⥥, должны находиться в одной группе.

До поступления в цирковой интернат имени Юрия Никулина Лена жила в детском доме. По ее словам, это была закрытая система, дети практически не выходили за пределы учреждения. Даже когда к Лене приезжала в гости мама, они гуляли по территории детского дома. В интернате же правила были не такие строгие: воспитанники могли выходить за территорию, а Лену отпускали с ночевкой к маме. В учреждении ребята жили, учились и занимались цирковыми дисциплинами: жонглированием, акробатикой, гимнастикой.

Общение с воспитателями и педагогами может складываться по-разному — все зависит от компетенций сотрудников и прошлого опыта ребенка. Обычно детям трудно устанавливать доверительные отношения из-за своего травмирующего опыта отношений со взрослым, множественных перемещений из одного сиротского учреждения в другое, сменяющихся сотрудников в детском учреждении.

Так или иначе, жизнь в детском доме не удовлетворяет важные потребности ребенка — в безопасности и семье.

Как дети попадают в детские дома и как устроена жизнь в учреждении

Лена осталась без попечения родителей еще в роддоме. Ее маму ограничили в правах из-за тяжелого психического заболевания, а саму Лену сразу же определили в дом малютки.

Дети оказываются в детских домах обычно в двух случаях: либо по решению родителей, либо после изъятия из семьи. В первом случае родители чаще всего отказываются от новорожденного ребенка в роддоме. Например, если беременность была ранняя или нежелательная, семья находится в трудной жизненной ситуации или если у ребенка обнаружилось тяжелое заболевание.

Принудительно ребенка изымают, если ему опасно находиться в родной семье — его бьют, за ним не ухаживают, не лечат. Например, из-за алкогольной или наркотической зависимости родителей или их недееспособности из-за психического заболевания.

80% детей, которые оказываются в сиротских учреждениях, — это социальные сироты. У них живы мама, папа и другие близкие родственники, но по каким-то причинам никто из них не может забрать ребенка к себе на воспитание.

Чтобы количество отказов от детей и их изъятий из семей становилось меньше, некоммерческие организации разрабатывают и реализуют специальные проекты помощи. Например, создают кризисные центры для молодых мам, где беременные или недавно родившие женщины могут пожить, получить юридическую и психологическую помощь, составить план выхода из кризиса. Фонды также помогают кровным семьям справиться с трудными жизненными обстоятельствами — пройти реабилитацию, сделать ремонт в квартире, переобучиться профессии и найти работу — чтобы у них была возможность сохранить ребенка в семье.
Видов сиротских учреждений довольно много и подчиняются они разным ведомствам. Куда именно поместят ребенка, зависит от особенностей его здоровья или возраста.
В учреждениях дети живут по распорядку, питаются в местной столовой и, как правило, посещают дополнительные занятия внутри учреждения.
        Видов сиротских учреждений довольно много и подчиняются они разным ведомствам. Куда именно поместят ребенка, зависит от особенностей его здоровья или возраста
        В учреждениях дети живут по распорядку, питаются в местной столовой и, как правило, посещают дополнительные занятия внутри учреждения
  • Специализированные учреждения — детские дома-интернаты или коррекционные детские дома. Туда попадают дети с тяжелыми заболеваниями и разными формами инвалидности.
  • Школы-интернаты, коррекционные учреждения для детей с разными видами нарушений, например, слуха или зрения.
  • Социально-реабилитационные центры и центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Это бывшие детские дома, в которые, по закону, дети помещаются временно — пока их не вернут в кровную семью или не найдут приемную. На практике же временное размещение часто становится постоянным и дети остаются в учреждениях до самого выпуска.
  • Дома ребенка. Там дети находятся до четырех лет, а затем их распределяют в другие учреждения.
Перемещение ребенка между учреждениями — это всегда огромный стресс, потому что он переживает разного вида потери. Ребенок может быть максимально отдален от своего родного места проживания, соответственно, теряет свое социальное окружение: друзей, общение с близкими родственниками.
  • Религиозные детские учреждения. Например, еврейские или православные детские дома, которые существуют в основном на частные пожертвования.
Методический материал помогла подготовить Екатерина Скворцова, руководитель методического отдела благотворительного фонда «Солнечный город»