Их учеба отличается от учебы «домашних» детей только тем, что им никто не помогает с домашними заданиями, не объясняет тему, которую они не поняли, не нанимает репетиторов для дополнительных занятий.

Как устроены психологическая помощь и образование в сиротских учреждениях

Не во всех, но в большинстве сиротских учреждений не хватает психологов для работы с детьми. Чаще всего и уровень доверия к специалистам не очень высокий. Дети опасаются говорить о своих проблемах, воспринимая сотрудника учреждения как орган контроля, а не помощи.

В сиротских учреждениях не удовлетворяются ключевые потребности ребенка — быть нужным и любимым — поэтому им трудно вырасти эмоционально зрелыми и психологически устойчивыми. Безусловно, существуют исключения, но в целом, эти проблемы масштабны и серьезны.

У воспитанников учреждений часто нет понимания своих и чужих границ, им сложно распознать, что они чувствуют, о чем мечтают, чего хотят, к чему стремятся. Их не учат разрешать конфликты, они просто теряются, не видя решений.

По словам Лены, в интернате не было человека, с которым она могла бы поговорить о своих чувствах. Она ощущала скованность в проявлении эмоций, хотя в полной мере испытывала их. В итоге со всеми своими переживаниями Лена справлялась сама, в уединении.

Работа с психологами, которых предоставляют выпускникам благотворительные фонды, помогают ребятам с самоопределением — кто они, чем хотят заниматься в жизни, где их и чужие личные границы, как с ними можно, а как нельзя, как находить опору в себе. Это позволяет бывшим воспитанникам детских домов «не потеряться» в самостоятельной жизни и не попасть в тот огромный процент выпускников, чья жизнь сложилась неблагополучно из-за отсутствия помощи. Фонды, которые стали партнерами проекта «МТС. Нас касается» оказывают эту помощь.

Раньше воспитанники сиротских учреждений жили и учились в детском доме. Теперь практически все дети учатся в обычных школах по стандартной программе.
        Их учеба отличается от учебы «домашних» детей только тем, что им никто не помогает с домашними заданиями, не объясняет тему, которую они не поняли, не нанимает репетиторов для дополнительных занятий
Преимущественно ребята из сиротских учреждений плохо усваивают материал. Их главное отличие от детей, которые живут в семьях, — это отсутствие мотивации, контроля и помощи в учебе. Например, не знать таблицу умножения в 14 лет — это нормально для ребенка из детского дома. Исключение — если ребенок учится хорошо.

С первого по девятый класс Лена училась в интернате. К ребятам приезжали учителя по разным предметам, проводили уроки, готовили к экзаменам. С 10 класса их определили в общеобразовательную, как ее называет Лена «домашнюю», школу, потому что там учились дети из семей. По словам героини, для ребят из интерната это был переломный момент: подход к учебе в новой школе отличался от того, что было в интернате, ответственность выше, учеников больше. Поэтому Лена и ее друзья из учреждения были среди «отстающих». Они хуже учились, писали контрольные и проверочные работы на минимальные баллы. Главной проблемой, по словам Лены, была самоподготовка к экзаменам. В школе не было индивидуального подхода, а обратиться за помощью к педагогам было сложно.

Чтобы помочь детям из сиротских учреждений осваивать школьную программу, готовиться к экзаменам и успешно их сдавать, некоммерческие организации нанимают для них репетиторов, наставников и организуют дополнительные онлайн-занятия. Благодаря этому ребята не только подтягивают успеваемость, но и готовятся к самостоятельной жизни после выпуска, учатся общаться друг с другом и ставить перед собой цели.
Методические материалы помогла подготовить руководитель клуба приемных родителей благотворительного фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова