Инструкция
2.10.2023
Как взаимодействовать с людьми с инвалидностью, чтобы не навредить
Каждый двенадцатый житель России — это взрослый или ребенок с инвалидностью.
Как показывают исследования и практика, инвалидность практически всегда влечет за собой не только физические, но и социальные
ограничения для человека из-за недоступности внешней среды: трудности с обучением, трудоустройством, перемещением по городу.
Как итог, мы просто не видим этих людей на улице, на работе, в общественных пространствах, а если все-таки
встречаем, то не понимаем, как правильно себя вести.
Что делать, если незрячий человек потерялся в метро, или человек с нарушением слуха или психическим расстройством
нуждается в помощи — рассказала президент благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская. А носители опыта – люди с
инвалидностью – поделились своими историями из реальной жизни.
Как отмечает президент благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская, ни в коем случае не нужно помогать человеку
больше, чем требуется.
«Возможность делать какие-то вещи самостоятельно относится к области человеческого достоинства людей с инвалидностью, —
говорит она. — Со стороны иногда может быть мучительно видеть, какие трудности испытывает человек, который самостоятельно
пересаживается из инвалидной коляски, например, в машину. Хочется схватить его, взять на руки. Но людей с инвалидностью
это часто очень раздражает».
В таких случаях, продолжает Мария Островская, важно спросить, нужна ли какая-то помощь, или предупредить, что вы собираетесь
что-то сделать. Это касается и профессиональной помощи. Например, если помогающий человек катит инвалидную коляску, он должен
предупредить, куда хочет поехать с исходного места. А еще лучше — получить согласие. «Это вообще общее правило:
прежде чем совершать действие —
спроси», — комментирует Мария.
РООИ «Перспектива» в своей памятке также отмечает, что инвалидная коляска — это личное пространство человека. Поэтому ни в коем случае нельзя облокачиваться на нее или толкать без разрешения.
По словам Марии Островской, довольно распространенной бывает такая ситуация: видя человека на коляске или просто неуверенно
двигающегося человека, люди начинают сочувствовать. И не зная, как это выразить, протягивают им деньги.
Это может быть очень обидно.
«У нас в практике была история, когда молодой парень на инвалидной коляске ухаживал за девушкой, проявляя
к ней свою симпатию. А проходящий мимо мужчина протянул ему в этот момент деньги. Парню было очень неловко».
Илья Рутковский, 29 лет
Миодистрофия Дюшенна
Люди часто «причиняют» мне помощь. Например, если я не могу куда-то проехать, то иногда люди подходят
и начинают меня толкать, тянуть какие-то части коляски без спроса. Они думают, что помогают мне, но на самом деле
это часто вредит, потому что у меня очень дорогая электроколяска, которая стоит почти миллион рублей. Это достаточно технологичная
вещь, есть определенные места, за которые ее нежелательно пытаться приподнять, продвинуть. Можно просто отломать какие-то детали.
Очень редко бывают люди, которые сами спрашивают нужна ли мне вообще помощь. А она не всегда нужна, даже если со стороны
кажется, что я с чем-то не справляюсь или куда-то медленно съезжаю.
Еще часто встречаются странные люди, которые проходя мимо, начинают говорить, зачем вы такие живете, вас надо усыпить. Или пялятся
на меня на улице или в автобусе, но к такому я уже привык, не замечаю этих вещей.
Так как я мало что могу сделать сам, мне постоянно нужна помощь — родственника, друга или девушки. И в 95% случаев люди,
если хотят что-то сказать мне или обо мне, общаются не со мной, а с сопровождающим. Раньше я забивал, а сейчас
говорю: «Вы можете спросить у меня и вообще, зачем вы это спрашиваете».
Очень странно, когда люди начинают задавать сопровождающему какие-то интимные, бестактные вопросы, как будто я их не слышу.
Недавно мы с девочкой ходили в клуб, и несколько человек подряд спрашивали ее: «Это кто с тобой?»
И когда она отвечала, что я — ее молодой человек, они реагировали фразами: «Ты такая классная и с ним?»
Мы были в шоке, конечно.
Что касается того, как общаться с людьми с инвалидностью — я считаю, что это больше индивидуальная вещь. Но в целом,
думаю, нужно вести себя также, как и с другим незнакомым человеком — уважительно и обо всем спрашивать, не делая
ничего без спроса.
Когда ты имеешь дело с незрячим человеком, важно понимать, что он не видит, но слышит, отмечает президент
организации «Перспективы» Мария Островская. Поэтому достаточно просто обратиться к нему с уважительного расстояния
с вопросом «Нужна ли какая-то помощь?», не подходя слишком близко и не дотрагиваясь до него.
«Однажды мой знакомый увидел в толпе растерянного мужчину с белой тростью и решил ему помочь, —
приводит пример из жизни Мария Островская. — Он подошел к мужчине сзади и взял за локоть, чтобы
указать направление и вывести из толпы. От неожиданности мужчина дал ему локтем под дых так, что мой знакомый серьезно
пострадал. Никто не хотел ничего плохого. Но незрячий человек не видел, кто к нему подошел и с какой
целью и мог подразумевать, что его хотят обворовать или каким-то образом обидеть».
Помогая незрячему или слабовидящему человеку, стоит комментировать некоторые действия. Например, коротко описывать, где вы находитесь и куда двигаетесь или предупреждать о препятствиях: ступенях, спусках, ямах.
Не говорите о присутствующем человеке с инвалидностью в третьем лице, адресуйте все вопросы и предложения лично ему.
Собака-поводырь — это основной помощник незрячего человека. Если погладить животное без спроса или начать с ним играть, то можно отвлечь его от выполняемой команды.
Чтобы что-то спросить или уточнить у человека с нарушением слуха, можно использовать жесты и язык тела, советует Мария Островская. При этом важно соблюдать почтительную физическую дистанцию. Кроме этого, можно указать на телефон и дать понять, что вы хотите напечатать текст.
Артур Алиев, 39 лет
Миопия, светобоязнь и нистагм
У меня врожденный альбинизм, то есть полное отсутствие в организме пигмента меланина: кожа и волосы —
белые, радужная оболочка глаз — почти обесцвеченные. В связи с врожденным заболеванием у меня ослаблено зрение:
миопия, светобоязнь и нистагм. На таблице Орловой у окулиста едва вижу первую строчку левым глазом.
Нередко прохожие оборачиваются и удивленно смотрят, но меня это ничуть не смущает. Я привык к тому, что внешне
я не такой как все. Наоборот, с возрастом понял, что это моя фишка — так меня легко запомнить или найти.
Бывали случаи, когда, увидев мои глаза, люди думали, что я наркоман или алкоголик. Из-за горизонтального нистагма они двигаются слева
на право. Еще со стороны можно заметить, что при поиске дверной ручки или какого-то предмета я веду себя необычно —
движения замедленные, а иногда резкие.
В большинстве случаев люди действуют, исходя из стандартных знаний на знакомую ситуацию. Ведь они не каждый день видят
людей с инвалидность.
Бытует мнение, что незрячие люди несамостоятельные, необразованные и им постоянно нужна помощь. Или что мы находимся в стрессе,
мечтая найти гениального врача или чудесную таблетку, которые вернут зрение. Напротив, большинство слепых и слабовидящих так или иначе
примирились со своей особенностью и научились жить с ней. Поэтому открыто проявлять сочувствие и жалость не нужно.
Как правило, у инвалидов по зрению, а особенно у тотально слепых людей, хорошо развит слух, обоняние, осязание, они обладают
хорошей памятью. Все это помогает незрячим устраивать свой быт, ориентироваться в пространстве, готовить еду, ухаживать за своими вещами,
учиться и работать.
Поэтому не нужно молниеносно бежать на помощь, сначала стоит спросить, действительно ли ваша помощь необходима и в чем
конкретно можете быть полезны. Не следует хватать слепого человека и тащить его за собой. Возможно, понадобится просто прочитать
информацию на стенде или сориентировать на местности.
Как отмечает Мария Островская, иногда бывает трудно понять, что говорят люди с нарушениями речи. Но не понять
что-то — нормально, в этом нет ничего страшного. Человека всегда можно переспросить.
«Можно сказать: „Я не понял, повтори, пожалуйста, еще раз“ или „Скажи по-другому“. Не нужно
этого бояться. Тогда собеседник сформулирует иначе и станет понятнее», — поясняет эксперт.
Еще одна техника, которую предлагает Мария Островская, это техника наводящих или уточняющих вопросов. Человека можно
расспросить: «Это про еду?», «Это про транспорт?», «Это про человеческое отношение?» и так далее.
Таким образом сужается круг тем и в конце концов вы приходите к пониманию, о чем идет речь.
«Не надо бояться, что ты чего-то не понимаешь. Мы очень быстро впадаем в отчаяние, если не можем
разобраться в чем-то с первого раза. Взаимопонимание — это определенный труд с обеих сторон», —
отмечает Островская.
Богдан Мазурец, 22 года
Детский церебральный паралич
Конечно, бывают неловкие ситуации [из-за инвалидности]. В основном они связаны с моим нарушением речи. Бывали случаи
в магазинах, когда я что-то не мог найти или понять и пытался задать кому-то вопрос. Периодически окружающие
не могут понять мою речь, тогда зачастую меня переспрашивают. Я пытаюсь объяснить проще или в крайнем случаи пишу
в заметках на телефоне.
Прежде всего самим людям не нужно бояться [вступать в коммуникацию с человеком с нарушением речи] и быть готовым,
что такое общения будет дольше обычного. Не нужно бояться переспросить или же использовать другой способ коммуникации, например,
те же самые заметки на телефоне. Или если человек понял ответ частично, он может задать вопрос так, чтобы собеседник
ответил «Да/Нет» или же просто кивнул головой.
При таком общении важно помнить, что если человек плохо говорит это зачастую никак не связано с его интеллектом, почему-то многие это связывают.
Если человек ведет себя необычным образом, не стоит испытывать слишком большой страх, говорит Мария Островская: «Случаи какого-то нападения или агрессивного, повреждающего поведения со стороны людей с ментальными особенностями распространены не более, чем случаи среди обычного населения. Странное поведение совершенно не означает, что вас могут или хотят повредить и что это опасно для вас».
Однако, люди с ментальной инвалидностью не всегда соблюдают дистанцию, продолжает Островская. Например, могут потрогать
собеседника, заинтересоваться его пуговицей или шляпой. Некоторые чрезмерно дружелюбны и могут начать обниматься, как только
человек обратит на них внимание.
«Совсем необязательно это терпеть, стиснув зубы. Можно совершенно спокойно отодвинуться на комфортное расстояние или
сказать напрямую: "Не надо меня обнимать", "Это моя шляпа". По возможности твердо и дружелюбно сообщить
человеку, что эта дистанция для вас слишком близкая. Как правило, 99% людей с инвалидностью это поймут и им будет достаточно
вашего ясного знака», — отмечает Мария Островская.
Некоторые люди с ментальной инвалидностью имеют особенности речи или просто медленнее формулируют мысли. Важно не перебивать их, не заканчивать за них фразы, а дать им возможность выразить мысль самостоятельно.
Как отмечает президент «Перспектив» Мария Островская, в России люди с инвалидностью по-прежнему редко появляются в общественных местах и на улице. Чаще всего они находятся в специально отведенных учреждениях типа психоневрологических интернатов, либо в своих квартирах.
«Есть миф, что люди с инвалидность живут какой-то своей жизнью, в своем особом мире. На самом деле, они очень хотят жить в мире обычных людей и очень заинтересованы в контактах с нами.
Поэтому если вы выразите готовность понять человека, то он тоже, скорее всего, потрудится, чтобы быть
понятым и установить мостик взаимопонимания«, — говорит Мария Островская.
Эксперт также добавляет, что когда общество игнорирует людей с инвалидностью, они получают сигнал об отвергнутости
и ненужность. А из-за чрезмерной помощи они могут почувствовать себя неспособными ни на что.
«А людям с инвалидность очень важно проявляться. Иногда им нужно совсем немного помощи, но какой-то
конкретной. Одному трудно что-то понять, другому трудно выполнить какое-то движение. Иногда достаточно организовать среду и тогда
человек сможет вообще все делать сам: и посуду помыть, и еду приготовить. Тут универсальных вещей нет», — заключила Островская.
Партнерами нашего проекта стали пять организаций, которые помогают людям с разными формами инвалидности. Этим людям нужна разная помощь: кто-то, как Руслан,
нуждается в собаке-поводыре или других вспомогательных средствах, кому-то нужно помочь найти работу, а кому-то социализироваться и вести самостоятельно быт.
Все отобранные нами организации существуют, по большей части, на пожертвования неравнодушных людей. Чтобы стать причастными к этой помощи и к решению
конкретной социальной проблемы, вы можете выбрать один или несколько фондов, перейти к ним на сайт и сделать любое, даже самое небольшое пожертвование.
Важна не сумма, а регулярность.
Помогает родителям в трудной жизненной ситуации не потерять детей — ремонтирует семьям аварийные проводки и печи, строит дома для погорельцев, приобретает вещи и бытовую технику
Специалисты учебно-кинологического центра обучают собак-поводырей для незрячих людей и собак-терапевтов для реабилитационных занятий с детьми с особенностями развития
Фонд помогает тяжелобольным детям: оплачивает им лечение в России и за рубежом, помогает их семьям покупать лекарства и медицинское оборудование, решает вопросы с реабилитацией
Фонд помогает людям с врожденной хрупкостью костей, организует для подопечных операции, лечение, предоставляет психологическую и социальную поддержку
Агентство «Работа-i», основанное фондом, помогает молодым людям с инвалидностью и выпускникам сиротских учреждений с работой — создаёт временные рабочие места, а затем выводит кандидатов на открытый рынок
Фонд обучает специалистов, развивает исследования о слепоглухоте, а его уникальные технические разработки помогают слепоглухим людям улучшать качество жизни