Помочь фондам

Как стать наставником ребенка из детского дома

Инструкция
12.01.2023
В детском доме у ребенка нет значимого взрослого, который бы уделял внимание только ему, заботился о нем, учил бытовым вещам и помогал с принятием решений. Все воспитатели и педагоги в учреждении — общие, поэтому об индивидуальном подходе, как правило, речи не идет.

Наставничество — один из самых эффективных способов помочь ребятам с опытом сиротства. Кто такой наставник и как им стать — рассказала руководитель программы «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город» Анастасия Землянова.
Светлана Буракова
Автор текста
Елена Цеплик на фоне книг
Детский рисунок елки и радуги, сделанный яркими карандашами

Кто такой наставник и зачем он нужен

1
Наставник — это волонтер, который становится близким другом и значимым взрослым для воспитанника сиротского учреждения.
Обычно программы рассчитаны на подростков (в проекте «Солнечного города» участвуют ребята от 12 лет) и нужны для того, чтобы помочь им социализироваться — уметь жить во взрослом мире.
Знакомство с наставником происходит, когда ребенок находится в детском доме. Но важно, чтобы наставник продолжил общаться с ребенком и помогать ему после выпуска — в период, когда ему нужно самостоятельно решать множество вопросов
Как правило, это обычные бытовые вопросы: где купить дешевые джинсы, как поменять паспорт, как снять квартиру, как устроиться на работу, что говорить на собеседовании. То есть все то, с чем нам под силу справиться самостоятельно. Но детям из учреждений это дается сложно.

Когда ребенок живет в системе и за него всю жизнь принимают решения воспитатели и преподаватели, у него чаще всего не развиты самостоятельность и воля, нет мотивации, низкая самооценка.
2

Чем занимается наставник

Первый год наставник просто общается с ребенком, устанавливает с ним контакт и доверительные отношения.
Важное правило — видеться с подопечным раз в неделю вживую. Если не получается, то поддерживать связь в соцсетях, мессенджерах, по телефону
Во время личных встреч все наставнические пары проводят время по-разному: кто-то просто гуляет, общается, потому что ребенку часто некому выговориться. Кто-то ходит на городские мероприятия, кто-то занимается спортом или профориентацией. А некоторые наставники приглашают подопечных к себе в гости и учат стряпать блинчики.

Подросток становится частью жизни наставника, как обычный друг — только другого возраста. Если разница в возрасте большая, то эти отношения можно сравнить с отношениями тетя — племянница или старший брат — младший брат.
Во время личных встреч все наставнические пары проводят время по-разному: кто-то просто гуляет, общается, потому что ребенку часто некому выговориться. Кто-то ходит на городские мероприятия, кто-то занимается спортом или профориентацией. А некоторые наставники приглашают подопечных к себе в гости и учат стряпать блинчики.

Подросток становится частью жизни наставника, как обычный друг — только другого возраста. Если разница в возрасте большая, то эти отношения можно сравнить с отношениями тетя — племянница или старший брат — младший брат.
3

Как происходит отбор наставников

Чтобы стать наставником в проекте, нужно сделать несколько шагов:

  • После этого кандидату перезванивает психолог фонда и приглашает на тренинг по наставничеству. Это бесплатное занятие, которое проходит в выходной день и ни к чему не обязывает. Мы всегда говорим кандидатам, что важно собрать всю информацию про проект, узнать все правила и только потом принимать решение

  • Затем нужно пройти тренинг по психологии сиротства. Там мы обсуждаем, что такое травма утраты родителей, чем поведение ребят в детском доме отличается от поведения детей из семей, говорим о психологических особенностях каждого возраста и эмоциональное состояние волонтера
4

Что происходит после обучения

Если после тренингов человек соглашается принять участие в проекте, он собирает несколько медицинских справок и приходит на встречу с психологом, где обсуждается подбор подопечного.

Специалист спрашивает у кандидата, с каким подопечным он бы хотел познакомиться, есть ли пожелания по возрасту, полу и интересам, а также — с чем ему точно не хотелось бы столкнуться.

Каждому ребенку мы подбираем наставника сами. У нас есть вся подробная информация про детей и про то, какого именно наставника они хотят.
Важное правило проекта: у девочки наставником может быть только женщина, а у мальчика — как мужчина, так и женщина. Это обусловлено тем, что в детских домах, которые мы курируем, много мальчиков, но мало мужчин-наставников (10% от общего числа волонтеров). В идеале, у мальчиков наставниками должны быть мужчины, потому что в детском доме и школе все педагоги — женщины и им не хватает мужского примера.
5

Кого могут не взять в наставники

Мы не принимаем в проект кандидатов, у которых есть судимость, которые стоят на учете у нарколога или психиатра и у которых есть сифилис или туберкулез. Собственно, справки об отсутствии всех этих пунктов человек и должен предоставить.

Мы также не берем в проект людей, которые за последний год пережили какие-то сильно травматичные для них события, например, потерю близкого человека или развод. Еще нам не подойдут люди, у которых работа связана с частыми перемещениями и командировками, потому что у них не будет времени регулярно встречаться с подопечным.
6

Заключаются ли договоры между фондом и наставниками

Мы как фонд заключаем договор с детским домом, где прописаны условия проекта и указано, что наставники — это проверенные люди, которые проходят обучение и предоставляют справки.

С наставниками мы заключаем договор, согласно которому берем на себя обязанности по поддержке и сопровождению человека в его волонтерской деятельности. Наставник же обязуется соблюдать правила проекта, которые ему озвучиваются на тренинге.
Мы как фонд заключаем договор с детским домом, где прописаны условия проекта и указано, что наставники — это проверенные люди, которые проходят обучение и предоставляют справки.

С наставниками мы заключаем договор, согласно которому берем на себя обязанности по поддержке и сопровождению человека в его волонтерской деятельности. Наставник же обязуется соблюдать правила проекта, которые ему озвучиваются на тренинге.
7

На каких условиях работают наставники

Наставники — это волонтеры, они не получают за это никакой оплаты, кроме эмоциональной зарядки и новых впечатлений. Наставники говорят, что получают больше в этом проекте, чем отдают, потому что с подростками очень интересно общаться и погружаться в их незаметный для нас мир.
Наставники чувствуют себя нужными и важными для подростка, который только получает свой опыт во взрослом мире. Они очень гордятся, и радуются, когда у ребят что-то получается
Когда они первый раз варят лапшу, устраиваются на работу, сами покупают постельное белье, завешивают продукты в супермаркете.

И, конечно, наставники очень переживают, когда у ребенка что-то идет не так или он переживает сильные эмоции, связанные с его кровной семьей. Здесь наставник поддерживает ребенка эмоционально.
8

Кто курирует работу наставников

Деятельность наставника регламентируется правилами проекта. В каждом городе наставников поддерживает команда, состоящая из психолога и куратора.
Наставники каждый месяц приходят на супервизию — это групповая встреча, где они делятся своими достижениями и неудачами, получают обратную связь от психолога
Также они ведут личный дневник о встречах с ребенком, чтобы психолог отслеживал, что происходит в паре и мог вовремя подключиться, если есть такая необходимость.

Сейчас у нас есть наставники, которые общаются с детьми по 7−8 лет. Когда они перечитывают свои дневники, плачут и хохочут, вспоминая свои первые встречи, неуверенность и переживания, что доверительные отношения с подопечными не сложатся. А сейчас они знают все переживания ребенка и всю его жизнь.
9

На какой срок ребятам из детских домов нужны наставники

Наставник и подопечный общаются до тех пор, пока есть взаимный интерес и необходимость у ребенка. Есть пары, в которых дети уже выпустились, живут самостоятельно и работают, но продолжают общаться с наставником, потому что сами так хотят. У некоторых выпускников родились собственные дети и наставники помогают им справиться с родительством на первых этапах.

Мы можем закрывать пару, если наставник нарушает правила проекта. Например, дарит дорогие подарки или не соблюдает режим детского дома — обещает вернуть ребенка в 20:00, а возвращает позже.

Также бывает, что пара закрывается, если ребенок переезжает в постоянную приемную семью куда-то далеко и связь с наставником сложно поддерживать. Или когда у наставника меняются жизненные обстоятельства, например, он переезжает в другой город или страну.
Наставник и подопечный общаются до тех пор, пока есть взаимный интерес и необходимость у ребенка. Есть пары, в которых дети уже выпустились, живут самостоятельно и работают, но продолжают общаться с наставником, потому что сами так хотят. У некоторых выпускников родились собственные дети и наставники помогают им справиться с родительством на первых этапах.

Мы можем закрывать пару, если наставник нарушает правила проекта. Например, дарит дорогие подарки или не соблюдает режим детского дома — обещает вернуть ребенка в 20:00, а возвращает позже.

Также бывает, что пара закрывается, если ребенок переезжает в постоянную приемную семью куда-то далеко и связь с наставником сложно поддерживать. Или когда у наставника меняются жизненные обстоятельства, например, он переезжает в другой город или страну.
10

Бывают ли наставники, которых обучают и предоставляют государственные службы

В российском законодательстве понятие «наставник» не закреплено. В детском доме за детьми закреплены наставники среди педагогов, но это не везде продуктивная история. Часто это те же воспитатели, с которыми дети находятся каждый день. Или общаются только пока ребенок живет в детском доме.

Да, они могут как-то переписываться и созваниваться после выпуска, если есть взаимный интерес, но воспитатель не будет приезжать к ребенку в общежитие, навещать его, привозить ему продукты или помогать выбрать джинсы в магазине. Такой поддержки от детского дома, конечно, нет.

программы наставничества

Фонды-партнеры проекта МТС. Нас касается на протяжении многих лет развивают проекты по наставничеству в разных регионах России.

Если вас заинтересовала эта возможность и вы хотите попробовать себя в помощи ребятам с опытом сиротства, выберите понравившуюся вам программу и заполните заявку на сайте фонда.

В большой мир

Фонд «Детям нашим»
Участвуя в программе, ребята из детских домов получают комплексную помощь. Они занимаются с педагогами в творческих кружках, подтягивают школьную программу с репетиторами, получают консультации психологов.

Кроме этого, у воспитанников детских домов появляются взрослые наставники, которые поддерживают их после выпуска из учреждения.

Наставничество

Фонд «Солнечный город»
Фонд подбирает наставников для воспитанников детских домов из 24 регионов России и Казахстана. Наставники поддерживают ребят и помогают им подготовиться к жизни за стенами детского дома.

Быть рядом

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Участвуя в программе, ребята из детских домов получают комплексную помощь. Они занимаются с педагогами в творческих кружках, подтягивают школьную программу с репетиторами, получают консультации психологов.

Кроме этого, у воспитанников детских домов появляются взрослые наставники, которые поддерживают их после выпуска из учреждения.

Другие материалы

Дети приходят к нам любым путем, если мы этого хотим

18.10.2023
История
Инструкция
30.06.2023

Как взять в семью приемного ребенка

Подборка книг о сиротстве от книжного сервиса Строки

Подборка
18.10.2023